14 ноября на сцене Эрмитажного театра в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (проект «Балетный инкубатор поколения Z»)был представлен спектакль студентки кафедры балетмейстерского образования Анастасии Шибаевой «@лиса» по мотивам сказки «Алиса в стране чудес».
Известная сказка Льюиса Кэрролла была придумана как импровизация для сестер Лидделл. Она наполнена множеством аллюзий на литературные шедевры авторов прошлого (Данте, Шекспир, Диккенс) и реалии Англии середины XIX века. Жанр сказки сам по себе располагает к хореографическим трансформациям, однако количество сценических трактовок этого произведения невелико. Обращались к сочинению Кэрролла американский хореограф Глен Тетли, хореограф и художественный руководитель Шотландского балета Эшли Пейдж, британский хореограф Кристофер Уилдон, чья постановка обрела наибольшую популярность. Отправной точкой для этих версий стала опора на биографию самого писателя. В свое время над балетом на тему «Алисы в стране чудес» для театра «Хореографические миниатюры» начинал работать и заведующий кафедрой балетмейстерского образования Юрий Николаевич Петухов. Можно сказать, что в новом ключе этот не реализовавшийся замысел воплотила его студентка Анастасия Шибаева. Музыкальной основой стали «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова, придавшие фантасмагорическому характеру сказки лирико-философский оттенок.
Сюжет сказки помещен в современный контекст: Страна Чудес трактована как «цифровой лагерь», где Чеширский Кот управляет безликой массой людей. Цифровую тематику задает уже название спектакля: имя «Алиса» трансформировано посредством популярного символа «@», который сейчас неразрывно связан с компьютерами и цифровыми средствами связи. В иллюзорном цифровом мире Алисе предстоит отстоять свою индивидуальность и выбрать реальную жизнь, с чем она благополучно и справляется. Все основные персонажи узнаваемы – сама Алиса, Белый Кролик, Безумный Шляпник, Королева Червей, Синяя Гусеница, карты. Сыграли в этом роль как найденная пластическая характеристика персонажей, так и образные и броские костюмы Александры Шибаевой.
Главным отражением цифровой эпохи в спектакле стали медиадекорации: образы из сказки Кэрролла перемежаются с компьютерным кодом. Намекая зрителю на сюжетную направленность спектакля, медиадекорации задают настроение, служат ритмическим аккомпанементом танцам на сцене. Опыт создателей спектакля подсказывает дальнейшее направление развития кафедры балетмейстерского образования с использованием возможностей программы «Приоритет 2030»: обучение студентов технологиям работы с цифровыми инструментами при создании постановок с учетом специфики хореографического искусства.
Все этапы постановки были осуществлены студентами Академии под руководством заведующего кафедрой балетмейстерского образования, Народного артиста России, Юрия Петухова.
Известная сказка Льюиса Кэрролла была придумана как импровизация для сестер Лидделл. Она наполнена множеством аллюзий на литературные шедевры авторов прошлого (Данте, Шекспир, Диккенс) и реалии Англии середины XIX века. Жанр сказки сам по себе располагает к хореографическим трансформациям, однако количество сценических трактовок этого произведения невелико. Обращались к сочинению Кэрролла американский хореограф Глен Тетли, хореограф и художественный руководитель Шотландского балета Эшли Пейдж, британский хореограф Кристофер Уилдон, чья постановка обрела наибольшую популярность. Отправной точкой для этих версий стала опора на биографию самого писателя. В свое время над балетом на тему «Алисы в стране чудес» для театра «Хореографические миниатюры» начинал работать и заведующий кафедрой балетмейстерского образования Юрий Николаевич Петухов. Можно сказать, что в новом ключе этот не реализовавшийся замысел воплотила его студентка Анастасия Шибаева. Музыкальной основой стали «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова, придавшие фантасмагорическому характеру сказки лирико-философский оттенок.
Сюжет сказки помещен в современный контекст: Страна Чудес трактована как «цифровой лагерь», где Чеширский Кот управляет безликой массой людей. Цифровую тематику задает уже название спектакля: имя «Алиса» трансформировано посредством популярного символа «@», который сейчас неразрывно связан с компьютерами и цифровыми средствами связи. В иллюзорном цифровом мире Алисе предстоит отстоять свою индивидуальность и выбрать реальную жизнь, с чем она благополучно и справляется. Все основные персонажи узнаваемы – сама Алиса, Белый Кролик, Безумный Шляпник, Королева Червей, Синяя Гусеница, карты. Сыграли в этом роль как найденная пластическая характеристика персонажей, так и образные и броские костюмы Александры Шибаевой.
Главным отражением цифровой эпохи в спектакле стали медиадекорации: образы из сказки Кэрролла перемежаются с компьютерным кодом. Намекая зрителю на сюжетную направленность спектакля, медиадекорации задают настроение, служат ритмическим аккомпанементом танцам на сцене. Опыт создателей спектакля подсказывает дальнейшее направление развития кафедры балетмейстерского образования с использованием возможностей программы «Приоритет 2030»: обучение студентов технологиям работы с цифровыми инструментами при создании постановок с учетом специфики хореографического искусства.
Все этапы постановки были осуществлены студентами Академии под руководством заведующего кафедрой балетмейстерского образования, Народного артиста России, Юрия Петухова.